В третьем квартале прошлого года Tesla впервые за долгое время принесла прибыль (312 млн долларов), после чего Илон Маск пообещал, что теперь так будет всегда, то есть каждый квартал будет в плюсе. Акционеры и инвесторы, затаив дыхание, ждали отчёта за четвёртый квартал, и дождались: 139,5 млн долларов чистой прибыли. Однако годовые итоги пока безрадостные: 976 млн долларов убытков. Впрочем, в 2017-м потери составиил 1,9 млрд долларов, так что прогресс, как говорится, налицо.

В этом году Tesla ценой невероятных усилий сумела наладить массовое производство своего самого доступного электромобиля – Model 3. Для этого, правда, пришлось соорудить в калифорнийском Фримонте ставший уже знаменитым цех-палатку в открытом поле, без кондиционеров и роботов. Но к июлю заветной планки в 5000 машин в неделю предприятие смогло достичь, после чего, наконец, заждавшиеся клиенты стали получать свои новенькие «трёшки», очередь стала рассасываться, и во втором полугодии объём набранных предзаказов на Model 3, по данным Reuters, сократился с 793 млн до 113 млн долларов.

К концу 2019 года завод во Фримонте должен взять планку 7000 машин неделю, и примерно в то же время должен заработать завод Tesla в Шанхае, который будет делать 3000 «трёшек» в неделю. Таким образом, совокупно будет 10 000, при этом львиную долю из них должны составить бюджетные версии стоимостью 35 тысяч долларов, тогда как сейчас за базовую Model 3 с задним приводом нужно выложить 44 тысячи долларов.

Между тем, поскольку Tesla стала массовым производителем, с начала этого года американское правительство уменьшило бюджетные дотации на покупку электромобилей этой марки с 7000 до 3750 долларов, в середине 2019-го государственная скидка упадёт до 1875 долларов, а в 2020-м исчезнет вовсе. Разумеется, это приведёт к тому, что прибыль с каждой проданной машины упадёт, если вообще останется. Но Маск делает ставку на большие тиражи: если в 2018 году компания выпустила чуть менее 250 тысячи «электричек» (80% из них реализованы в США), то план на 2019-й год – 360-400 тысяч. Свою лепту в сокращение издержек должно внести сокращение модификаций и вариантов отделки, о чём Колёса.ру рассказывали в начале января, а также сокращение персонала: в январе Tesla объявила о намерении уволить более тысячи своих американских рабочих, то есть около 7% штата. Самые большие сокращения (примерно 800 человек) ожидаются во Фримонте, где, очевидно, ручной труд в палатке больше не нужен, и удалось наладить нормальную автоматизированную линию сборки.

На 2019 год запланирована мировая премьера кроссовера Model Y, который будет максимально унифицирован с Model 3 и должен стать вторым локомотивом продаж. В производство (в США и Китае) его запустят в 2020 году. Затем модельный ряд пополнят минивэн, пикап, спорткар Roadster нового поколения и седельный тягач Semi.

Что до существующих Model S и Model X, то им уготован статус дорогих нишевых моделей – в сущности, свою имиджевую роль они уже отыграли, и ключевым продуктом более не являются. В 2018 году Model S нашла в США 29 950 покупателей, Model X – 27 250, тогда как Model 3 –  140 317! В Россию, несмотря на отсутствие официального представительства Tesla, электромобили этой марки тоже попадают: по данным статистики серого импорта, которую недавно опубликовали Колёса.ру, в прошлом году на учёт поставлено 12 лифтбеков Model S, 40 кроссоверов Model X и один экземпляр Model 3.

Источник
Спасибо за чтение публикации!

от youdip_ru