Многие слышали, что инфраструктура нашей страны нуждается в обновлении. Необходимо строить новые дороги, трамвайные и железнодорожные линии, школы, детские сады, больницы, обновлять системы ЖКХ и т. п. Однако у таких проектов, как правило, есть две проблемы. Первая — долгосрочность. Вторая — мало кто хочет финансировать долгосрочные проекты. 

Поэтому исполнение и финансирование сложных инфраструктурных решений всегда обращено к…государству. 

У государства здесь выбор небольшой — это госзаказ и ГЧП (государственно-частное партнерство). 

Концессия — это разновидность ГЧП, при которой государство (концедент) привлекает частные компании (концессионеров) к строительству социально значимых проектов. Собственником возводимых объектов при этом остается государство, а концессионер получает деньги за выполненные работы. 

Концессионер же может выпустить облигации для финансирования проекта. 

В чем разница между концессионным и иными ГЧП-соглашениями? В вопросе права собственности на возводимые в рамках соглашения проекты. Если речь идет об отсутствии потенциальной окупаемости объекта — например, как в случае со строительством школы — то государство заключает договор концессии. Школа остается в собственности государства. А концессионер получает за строительство деньги. Если же право собственности и вопросы окупаемости строящихся объектов как-то делятся между государством и частным партнером, то заключается соответствующее ГЧП-соглашение. 

Порядка 70% сложных и долгосрочных проектов Китая реализуется за счет выпуска инфраструктурных облигаций. В США привлечение финансирования на такие проекты ведется через выпуск специальных муниципальных бондов (Revenue bonds). В Европе в рамках ГЧП выпускаются проектные облигации. 

Для чего нужна такая схема и насколько она хороша? 

Схема повышает эффективность выполнения сложных и долгосрочных проектов. Во-первых, с государства снимается значительная часть функций по контролю за исполнением проекта. Контроль за исполнением проекта отчасти ложится на инвесторов, приобретающих облигации. Таким образом, государство переносит на инвестора риски, связанные с завершением проекта. 

Успешность подобной схемы определяется успешностью привлечения длинных денег. И здесь расчет идет в основном на деньги пенсионных фондов. Ведь они единственные способны участвовать в долгосрочных проектах. В портфелях западных пенсионных фондов порядка 20% приходится на инфраструктурные облигации. 

Что в России с законодательным регулированием облигаций?

Еще в 2009 году в российском законодательстве появился термин «облигации эмитента-концессионера». Чтобы получить такое название, облигации должны быть выпущены эмитентом, который подписал концессионное соглашение с государством. 

В 2020 года в законодательстве появились «инфраструктурные облигации». Для них характерны следующие признаки:

  1. целевое назначение выпуска (финансирование концессионного соглашения либо соглашения о государственно-частном партнерстве). Эмитент должен подписать соответствующий договор с Россией или субъектом РФ. 

  2. описание проекта. Концессионная сущность облигаций должна быть закреплена эмиссионными документами.

  3. Механизм контроля инвесторов за целевым расходованием денежных средств.

  4. Право владельцев облигаций требовать их досрочного погашения в случае установления фактов нецелевого использования средств. 

Концессионные облигации стали разновидностью инфраструктурных. Помимо концессионных, к инфраструктурным облигациям относятся «зеленые», «переходные», «социальные».

Что на практике?

Инфраструктурные облигации, имеющие метку «зеленых», «социальных» или «переходных», включаются в число бумаг Сектора устойчивого развития Мосбиржи. Но вообще внесение выпусков в какие-то «пафосные» сектора Мосбиржи не защищает инвесторов от проблем. Так, например, в Сектор Инноваций входила печально известная «ДЭНИ КОЛЛ».

Концессионных облигаций немного. Всего 13 эмитентов

  1. «Главная дорога»

  2. Новая концессионная компания

  3. Магистраль двух столиц

  4. Транспортная концессионная компания

  5. Северо-Западная концессионная компания

  6. Концессии теплоснабжения

  7. Тверская концессионная компания

  8. Ситиматик (до апреля 2021 «Управление отходами»)

  9. Концессии водоснабжения

  10. Концессии водоснабжения — Саратов

  11. Волга-Спорт

  12. Ситиматик — Нижний Новгород (до апреля 2021 «Управление отходами-НН

  13. Ситиматик — Югра (до апреля 2021 «Ресурсосбережение ХМАО»)

Всего в обращении 36 выпусков, 11 из которых дефолтные. Это выпуски эмитентов «Концессии водоснабжения», «Концессии теплоснабжения», «Тверская концессионная компания».

В любом случае, концессионные и прочие инфраструктурные облигации доступны чаще всего только квалифицированным инвесторам — они и выпускаются с расчетом на крупных институциональных инвесторов. 

Но для чего тогда все это розничному инвестору? Дело в том, что на практике помимо «официальных» концессионных облигаций встречаются обычные корпоративные облигации, которые являются концессионными по своей сути. Например, АБЗ-1. Эмитент — концессионер. Облигации выпускаются для финансирования долгосрочных строительных проектов в Санкт-Петербурге и доступны неквалифицированным инвесторам. 

Что это означает для частного инвестора? Сплошные риски и головная боль. Никакого контроля за реализацией проектов у инвесторов нет. Понимания особенностей сферы государственно-частного партнерства тоже нет — такие узкоспециализированные знания отсутствуют даже у многих профессиональных финансистов. 

Не проще ли вложится в бумаги эмитентов с более понятной и прозрачной бизнес-моделью?

Концессионные облигации схожи по доходности с муниципальными, так как предусматривают участие и ответственность субъектов Федерации. По доходности при приобретении в них можно получить ставку ОФЗ+2-2,5%, что равняется средним ставкам долгосрочного мезонинного финансирования.

Так как муниципалитет города или области только принимает выполненную работу концессионера (исполнителя инфраструктурного проекта), то он не несет дополнительных кредитных рисков. Следовательно, при отборе розничным инвестором муниципальных облигаций наличие у региона или субъекта Федерации концессионных выпусков не должно влиять на принятие решения.

Аналитик Людмила Рокотянская

InvestFuture.ru

Источник

Спасибо за интерес к публикации!

от youdip_ru