В двух словах, лизинг — это финансовая услуга. Лизинговая компания по запросу клиента покупает дорогостоящее имущество (спецтехника, машины, оборудование, самолеты и т. п.), а потом сдает его клиенту в аренду. Клиент по истечении определенного срока, как правило, имеет право выкупить это имущество. 

Это наиболее общее описание схемы работы лизинга. Стоит понимать, что существует много различных видов лизинга, и отдельные детали схемы могут отличаться.

Как и в случае с ипотекой, передаваемое в аренду имущество выступает залогом по договору лизинга. Если лизингополучатель перестает в какой-то момент платить деньги, то лизинговая компания имеет право реализовать это имущество.  

Как видим, лизинговый бизнес по своей сути очень похож на банковский, однако Центральным Банком пока не регулируется. 

От чего зависит рост лизингового бизнеса?

Бизнес-модель лизинговой компании такова, что рост и развитие бизнеса почти полностью зависят от источников фондирования. Чем выше у компании доступ к заемным средствам, тем лучше. Поэтому среди лидеров отрасли можно встретить множество банковских дочек. Например, Балтийский Лизинг принадлежит ФК «Открытие», которая в свою очередь полностью подконтрольна Центробанку. Альфа-Лизинг — дочка Альфа-Банка. Совкомбанк Лизинг — дочка Совкомбанка и т. д.

Для небанковских лизинговых компаний важное место в фондировании занимают облигационные заемные средства. Например, РЕСО-Лизинг осуществляет фондирование своей деятельности в значительной степени за счет облигаций. 

От чего зависит устойчивость лизинговых компаний?

Во-первых, от ликвидности имущества, сдаваемого в лизинг. Так, если клиент перестанет платить по договору, то гораздо легче будет продать автомобиль, нежели редкое узкоспециализированное оборудование.  Во многом именно поэтому наибольшую долю в портфелях российских лизингодателей занимает именно автотранспорт.  

Во-вторых, от кредитоспособности клиентов — лизингополучателей. Как и для банков, эффективность деятельности лизинговой компании опирается на модели оценки кредитоспособности заемщика. 

В-третьих, клиенты. Лизинг — это высококонкурентная отрасль. Поэтому, с одной стороны, хорошо, когда у компании есть постоянные клиенты. Или даже якорные клиенты — крупные игроки, которые всегда дадут заработать на хлеб с маслом. С другой стороны, зависимость от нескольких крупных клиентов может сыграть с компанией злую шутку. Поэтому истина, как всегда, где-то посередине. 

В-четвертых, рентабельность бизнеса очень сильно зависит от стоимости фондирования. То, под какой процент компания сможет занять денег, — это, грубо говоря, себестоимость ее услуг. То есть рост ставок, который происходит сейчас на рынке, — не лучший расклад для данного сектора. Стоимость фондирования закладывается в стоимость финансовой аренды для клиентов компании, а значит потенциально способствует снижению спроса на услуги лизинга. 

В-пятых, на развитие отрасли существенное влияние оказывает государственное субсидирование.

Особенности оценки лизинговых компаний

К лизингу применимы те же подходы оценки качества, которые применяются к банкам.

Оценивать уровень долговой нагрузки популярными мультипликаторами особого смысла нет. Лизинг, как и банковское дело, опирается на высокий уровень заемных средств. 

Оценка динамики роста выручки, прибыли, маржинальности — также вторична. Какая разница, насколько быстро компания опережает своих конкурентов, если ее бизнес-модель неустойчива? 

В ситуации с лизингом на первый план выходит оценка устойчивости бизнеса, а не темпы его прироста. Особенно важно это еще и потому, что сектор лизинга уже давно подвергается внешним ударам — снижение роста началось еще до 2020 года, пандемия серьезным образом ударила по лизингу, а сейчас еще и стоимость заимствований пошла вверх. Сейчас основным двигателем отрасли служат сделки с автотранспортом.

Для оценки кредитного качества лизингодателей применяют:

  1. Коэффициент автономии или его более сложный банковский аналог «Норматив достаточности капитала (Н1)». Упрощенно, это доля собственных средств в активах компании. Банки обязаны регулярно рассчитывать норматив достаточности капитала по установленной ЦБ формуле. Лизинговые компании этого не делают. С другой стороны, у лизинговых компаний нет риска массового вывода средств вкладчиками. 

  2. Оценку качества лизингового портфеля — оценивают долю потенциально проблемных активов в портфеле, процент просрочки.

Существенное значение для оценки лизинговой компании имеет уровень раскрытия ею информации — к сожалению, РСБУ не позволяет понять, как на самом деле обстоят дела у компании. Желательно выбирать эмитентов, отчитывающихся по МСФО.

Рейтинговые агентства учитывают все вышеперечисленные факторы при выставлении своих оценок. Поэтому внимательно читайте пресс-релизы по интересующим вас эмитентам. 

Какие эмитенты присутствуют на российском облигационном рынке?

Ключевые эмитенты, отчитывающиеся по МСФО и имеющие рейтинг A- и выше по национальной шкале, — это Балтийский Лизинг, РЕСО-Лизинг, Совкомбанк Лизинг, ВЭБ Лизинг, ГТЛК, Европлан ЛК и Элемент Лизинг. К данной группе относятся также Альфа Лизинг и Росагролизинг, однако выпуски Альфа-Лизинга обладают низкой ликвидностью, а выпуски Росагролизинга доступны только квалифицированным инвесторам. 

Наибольшей ликвидностью отличаются выпуски ГТЛК и ЛК Европлан — они входят в первый котировальный список Мосбиржи.  

К Сектору повышенного риска Мосбиржа отнесла Арензу, Бэлти-Гранд, МСБ-Лизинг, Роял Капитал, СИЛ, Солид-Лизинг, Эконом Лизинг. Указанные компании отчитываются по РСБУ.

В Сектор роста Мосбиржа включила ПР-Лизинг. Компания отчитывается по МСФО. 

Итак, что из себя представляют лидеры облигационного рынка?

Балтийский Лизинг

Фондируется в основном за счет банковских кредитов. Ведь «мама» у него ФК «Открытие», а «дедушка» — ЦБ. 

Имеет рейтинг ruA+ от Эксперт (обновлен 11.11.21). 57% портфеля приходится на лизинг автотранспорта. По сегменту лизинга грузового автотранспорта и стройтехники входит пятерку лидеров. Согласно данным рейтингового агентства, коэффициент автономии равен 14,9%. Просроченная задолженность — 1%. ROE — 28,3% Клиентский портфель высокодиверсифицирован. 

РЕСО-ЛИЗИНГ

Фондируется в основном за счет облигаций.

Имеет рейтинг ruA+ от Эксперт РА (обновлен 28.05.21). Занимает второе место на рынке лизинга легковых авто. Доля потенциально проблемных активов — 5,1%. Коэффициент автономии — 23%, ROE — 30,7%.

Совкомбанк Лизинг

Дочка Совкомбанка, однако осуществляет фондирование на 64% за счет облигаций.

Рейтинг ruAA- от Эксперт (25.11.21). На долю грузового транспорта приходится 46% портфеля. Коэффициент автономии — 18%. ROE — 36,9%. Доля потенциально проблемных активов — 2,2%.

ЛК Европлан 

Рейтинг A+(RU) от АКРА (13.08.21). Источники фондирования: 43% приходится на банковские кредиты, 33% — на облигации. Доля потенциально проблемных активов — 1,8%. Показатель достаточности капитала (ПДК), по данным АКРА, составляет 16,4%.

Элемент Лизинг

Рейтинг А-(RU) от АКРА (22.12.21). На 47% фондируется за счет облигаций. Лидер в сегменте лизинга грузового автотранспорта. 64% портфеля приходится на лизинг автотранспорта. По расчетам АКРА, ПДК равен 21%. Доля потенциально проблемной задолженности — 1%.

В целом, на данные компании можно ориентироваться как на лидеров рынка и использовать информацию по ним для оценки других эмитентов. Если очень хочется инвестировать в лизинговые компании, отчитывающиеся по РСБУ, рекомендуем обязательно прочитать пресс-релиз рейтингового агентства, а также самостоятельно рассчитать коэффициент автономии на основании отчетности по РСБУ: он считается как отношение собственных средств (строка 1600 баланса) к стоимости активов (строка 1300 баланса).

Отдельное место среди эмитентов занимают государственные лизинговые корпорации: ГТЛК, ВЭБ Лизинг и Росагролизинг. Облигации последнего доступны только квалифицированным инвесторам. 

ГТЛК принадлежит Министерству транспорта. Имеет рейтинг АА-(RU) от АКРА. Однако такой высокий рейтинг выставлен на основании «очень высокой вероятности оказания экстраординарной поддержки со стороны Правительства РФ». 

Хотя, если отвлечься от господдержки, то дела у компании идут неважно. Она зависит от нескольких крупных клиентов, которые из-за пандемии испытывают трудности. Компания специализируется на лизинге железнодорожного, водного и авиа-транспорта. Достаточность капитала, согласно АКРА, 11,6%. Доля потенциально проблемных активов — 32%. 

Аналогичная ситуация и у ВЭБ Лизинг. Высокий рейтинг ААА выставлен в расчете на «экстраординарную господдержку». Доля проблемных активов, по оценкам АКРА, составляет от 25% до 30%. 

Аналитик Людмила Рокотянская

InvestFuture.ru

Источник

Спасибо за интерес к публикации!

от youdip_ru